Защита прав потребителей

По данным Управления Роспотребнадзора Нижегородской области в 2023 г. поступило 3909 обращения потребителей на нарушения их прав предприятиями сферы розничной торговли (2022 г. - 2784, рост на 40,4%). При этом из них: на предприятия по продаже продовольственных товаров - 841 (2022 г. – 528, рост - на 59,3%), при торговле товарами дистанционным способом – 1304 (2022 г. - 882, рост - на 47,9%), торговля по образцам – 345 (2022 г. - 432).

Причинами роста на 47,9% обращений, касающихся нарушения прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом в Интернет– магазинах, а также через маркетплейсы, служит нарушение прав потребителей, как продавцами товаров, так и владельцами агрегаторов в части предоставления информации о товарах. Нарушаются права потребителя на возврат качественного товара в семидневный срок, определённый п.4 ст.26.1 Закона РФ 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), сроки доставки товара, отменяются заказы товара в одностороннем порядке, не удовлетворяются требования потребителя при обнаружении в товаре недостатка, закреплённые в статье 18 Закона, взимается плата за доставку товара ненадлежащего качества при возврате от потребителя к продавцу и др.

При этом удельный вес обращений в сфере торговли в общем объеме обращений на нарушение прав потребителей составил 45,3% (2022 г. - 34,9%).

Также в 2023 г. в адрес Управления Роспотребнадзора Нижегородской области поступило 366 обращений от потребителей бытовых услуг (2022 г. – 605, 2021 г. – 612). Обращения касались нарушения прав потребителей при оказании бытовых услуг по ремонту мобильных телефонов, компьютеров, бытовой техники, изготовлению и установке мебели, техническому обслуживанию домофонов.

С учетом вышеизложенного, в рамках реализации областной государственной программы «Развитие предпринимательства в Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.04.2014 г. №290, министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области совместно с Управлением Роспотребнадзора Нижегородской области подготовлены информационные памятки, направленные на повышение потребительской грамотности населения в сфере торговли и услуг (прилагаются), по следующим тематикам:

- «Обязанности уполномоченной организации»;

- «Обязанности и ответственность владельца агрегатора»;

- «Особенности заключения договора бытового обслуживания»;

- «Судебная защита прав потребителей».