Защита прав потребителей

Прием граждан и консультирование по вопросам защиты прав потребителей осуществляется по адресу. Р.п. Воскресенское, пл. Ленина д.1, 2 этаж. каб.24
График приёма:
Приемные дни, часы: понедельник-четверг 8.00-17.00; пятница 8.00-16.00; обед 12.00-13.00. Консультирование также проводится по телефону: 8(83163)-9-20-67.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ!!!!
 

капу

В декабре 2024 года были приняты «Единые правила в области защиты прав потребителей Союзного государства». Они вступили в силу и действуют на территории России и Беларуси, причём имеют более высокий приоритет в сравнении с местным законодательством. 

Граждане России и Белоруссии получили равную правовую защиту

6 декабря 2024 года был принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О единых правилах в области защиты прав потребителей» (далее – Единые правила).

Граждане России и Белоруссии как потребители получили равную защиту своих прав и возможность на одинаковых условиях обращаться в организации, уполномоченные органы и суды на территории обоих государств.

Что важно знать о Единых правилах

Учтите, что национальное законодательство в области защиты прав потребителей применяется, когда не противоречит Единым правилам

В России основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения между потребителями и продавцами, исполнителями, изготовителями, импортерами, владельцами агрегаторов, является Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП).

Однако ЗоЗПП не применяется, если международным договором установлены иные правила о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 2 ЗоЗПП).

Таким образом, Единые правила имеют большую силу, чем ЗоЗПП. Положения ЗоЗПП работают в части, не противоречащей Единым правилам.

Ищите конкретику в Единых правилах

На мой взгляд, Единые правила хорошо детализированы и адаптированы к современным реалиям.

Например, ЗоЗПП гласит, что существенный недостаток товара (работы, услуги) – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Эта формулировка ЗоЗПП довольно размытая, что не всегда на руку потребителю. Единые правила дают более конкретное определение.

Так, существенный недостаток продукции – это неустранимый недостаток либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости продукции, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих предельные сроки, установленные Едиными правилами для безвозмездного устранения недостатков по требованию потребителя), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

Обратите внимание на новые для россиян положения

Статья 43 Единых правил. Если цифровой продукт предполагает периодическое списание абонентской платы, продавец (агрегатор) обязан не менее чем за 3 дня до очередного списания уведомить об этом потребителя. Уведомление должно содержать информацию о том, как отказаться от цифрового продукта и остановить списание абонентской платы.

ЗоЗПП таких требований не содержит.

Статья 26 Единых правил. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю должны вернуть уплаченную за товар денежную сумму в размере кредита, погашенного ко дню возврата товара. Также ему возмещается плата за предоставление кредита.

Предполагаю, что благодаря этому правилу будет меньше судебных споров о возмещении расходов, понесенных потребителями при покупке товаров в кредит.

Статья 21 Единых правил. Стороны вправе определить в соглашении срок устранения недостатков, который не может превышать 14 дней.

Согласно статье 20 ЗоЗПП такой срок не может превышать 45 дней.

прое


В новом году начинают действовать множество важных изменений в Российском Законодательстве, которые касаются вопросов защиты прав потребителей. Собрали для вас подборку основных изменений.

С 1 января 2025 г. вступили в силу изменения, которым установлены особенности применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2024 г. № 1916).

Так, с учетом внесенных изменений:
• в период начисления законной неустойки (пени) за нарушение застройщиком предусмотренного договором срока передачи дольщику объекта долевого строительства (1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки от цены договора) не включается период с 22 марта 2024 г. до 30 июня 2025 г. включительно. Это же правило применяется и к дольщикам, просрочившим платеж по ДДУ;
• при определении размера убытков, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона об участии в долевом строительстве, по общему правилу не учитываются убытки, причиненные в период с 1 января 2025 г. до 30 июня 2025 г. включительно;
• проценты, подлежащие уплате дольщику из-за расторжения ДДУ (по ряду оснований) или нарушения срока возврата средств дольщику не начисляются за период с 22 марта 2024 г. до 30 июня 2025 г. включительно;
• неустойки и иные финансовые санкции, которые причитаются дольщику по нормам Закона о защите прав потребителей, не начисляются за период с 22 марта 2024 г. до 30 июня 2025 г. включительно;
• если требования о вышеуказанных неустойках и санкциях были предъявлены к исполнению застройщику до 22 марта 2024 г., то застройщику предоставляется отсрочка до 30 июня 2025 г. включительно. Отсрочка, предоставленная до 1 января 2025 г., может быть продлена на срок до 30 июня 2025 г. включительно;
• кроме того, с 1 июля 2023 г. до 30 июня 2025 г. включительно размер неустоек (иных финансовых санкций) по ДДУ, которые продолжают начисляться в мораторий (ч. 6 ст. 5, ч. 2 ст. 6, ч. 2 и ч. 6 ст. 9, а также подлежащие уплате с учетом ч. 9 ст. 4 Закона о долевом строительстве), исчисляется исходя из текущей ключевой ставки, действующей на день исполнения обязательств, но не выше 7,5%.
Кроме того, с 1 января 2025 года минимальный срок гарантии на работы по отделке объекта долевого строительства и ее элементы снизится с 3 лет до года. Период будут исчислять со дня передачи объекта дольщику без возможности согласовать иное.
Максимальная общая сумма, которую взыщут с застройщика, если из-за его нарушений суд удовлетворил иск дольщика, составит 3% от цены договора. В нем можно будет предусмотреть больший размер санкции. Речь идет о нарушениях требований к работам по отделке объекта, установке оконных блоков, сантехники и т.д.
Правило о 3-процентной сумме не коснется возврата денег дольщику при расторжении договора и взыскания законных неустоек за просрочку передачи объектов. Новшество распространят на отношения из договоров, которые заключили до 31 августа 2025 года включительно. Однако применять эти нормы будут в части прав и обязанностей, которые возникнут после 1 января того же года.
С 1 марта 2025 года в договорах разрешат указывать, что отделка должна отвечать стандарту застройщика. Речь идет о документе, который зарегистрировали в Федеральном информационном фонде стандартов. При этом требования не могут быть ниже минимума, который определит Минстрой. Если такое условие согласовали, стандарт - неотъемлемая часть договора.

Также Государственной Думой принят в первом чтении проект о периоде «охлаждения» по кредитам и займам для потребителей.
Если кредит (заем) или его лимит – от 50 тыс. до 200 тыс. руб., то банк или МФО передаст деньги физлицу не ранее 4 часов после согласования индивидуальных условий. Если запросили более 200 тыс. руб., то минимальный период «охлаждения» – 48 ч. В это время гражданин сможет отказаться от получения средств, если уведомит контрагента.
Кредиторов обяжут немедленно письменно извещать заемщиков о сроках предоставления денег и праве на отказ от финпродукта, в том числе в период «охлаждения».
Новшества не коснутся, в частности, кредитов и займов под залог ТС, если средства поступают напрямую автодилерам.
Все эти поправки могут заработать через 180 календарных дней после опубликования закона.

Появится единый срок возврата аванса за любые услуги связи - проект поступил в Госдуму (27.12.2024) В Закон о связи планируют ввести общую норму о том, что оператор должен вернуть абоненту неиспользованный остаток денег в течение 30 календарных дней с даты расторжения договора.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2024 № 1994 утверждены новые Правила оказания услуг телефонной связи и Перечень организаций, имеющих право подтверждать сведения об абоненте - физическом лице.
Установлены обязанности Оператора связи предоставить бесплатный вызов: экстренных оперативных служб каждому абоненту и (или) пользователю услуг связи посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номера вызова соответствующих экстренных оперативных служб, установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации; информационно-справочных служб Министерства обороны Российской Федерации по номерам, установленным в соответствии с российской системой и планом нумерации.
Также, установлены требования к договору, порядок и условия его исполнения, изменения и расторжения договора.
Правилами предусмотрено, что по инициативе абонента оператор связи обязан без расторжения договора приостановить оказание услуг телефонной связи подавшему заявление на приостановление оказания услуг телефонной связи абоненту. При этом оператором связи в соответствии с установленным для таких случаев тарифом взимается плата с абонента за весь период времени, указанный в заявлении.
Правила вступили со дня официального опубликования, т.е. с 31.12.2024 за исключением отдельных положений.

С 1 марта 2025 года

  1. запрещена продажа отдельных видов никотинсодержащей продукции;
  2. бестабачные смеси для нагревания приравнены к никотинсодержащей продукции;
  3. установлен федеральный запрет на продажу энергетиков и зажигалок несовершеннолетним.

В этом году вводятся новые требования в сфере маркировки различных групп товаров: алкоголя, кормов для животных, медизделий, техсредств реабилитации, дезинфицирующих средств.

Так, с 1 апреля 2025 года данные о розничной продаже маркированной икры и маркированного безалкогольного пива нужно передавать в "Честный знак".

С 1 августа 2025 года запрещена продажа немаркированных остатков ряда товаров легпрома.

С 1 октября 2025 года вводится разрешительный режим продажи техсредств реабилитации, безалкогольного пива, черной и красной икры, подлежащих обязательной маркировке.

С сентября 2026 года маркетплейсы должны будут размещать ссылки на сертификаты качества товара. В Закон о защите прав потребителей внесены поправки, которые устанавливают обязанность продавца (владельца агрегатора) доводить до сведения покупателя ссылку на запись в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций.